Проектирование на основе предметной области (DDD) – это подход к разработке программного обеспечения, ориентированный на проектирование программных систем на основе глубокого понимания предметной области бизнеса. В нем особое внимание уделяется сотрудничеству между экспертами в предметной области, разработчиками программного обеспечения и другими заинтересованными сторонами для создания хорошо спроектированной и удобной в обслуживании системы.
В DDD домен является ядром программной системы и представляет собой проблемное пространство или область знаний, для решения которой создано программное обеспечение. Цель DDD — привести дизайн программного обеспечения в соответствие с моделью предметной области, сделав базу кода более выразительной, удобной в сопровождении и гибкой.
Вот некоторые ключевые методы и приемы, используемые в предметно-ориентированном проектировании, а также примеры кода:
-
Вездесущий язык:
Вездесущий язык — это общий язык между экспертами в предметной области и разработчиками, гарантирующий, что обе стороны имеют общее понимание предметной области. Это предполагает использование в коде той же терминологии, которая используется в обсуждениях предметной области.Пример кода:
public class Order { private int orderId; private List<Product> products; // ... }
-
Ограниченный контекст.
Ограниченный контекст — это центральная концепция в DDD, которая определяет конкретную границу, в пределах которой модель предметной области определяется и последовательно используется. Это позволяет разбить сложный домен на более мелкие и более управляемые части.Пример кода:
public class Customer { private int customerId; private String name; // ... }
-
Агрегаты.
Агрегаты — это кластеры связанных объектов, рассматриваемые как единое целое. Они инкапсулируют набор сущностей и объектов значений и обеспечивают согласованность и целостность в пределах агрегата.Пример кода:
public class Order { private int orderId; private Customer customer; private List<OrderItem> orderItems; // ... }
-
Объекты значений:
Объекты значений представляют концепции предметной области, которые не имеют собственной идентичности и являются неизменяемыми. Они используются для моделирования характеристик или атрибутов, которые не идентифицируются индивидуально.Пример кода:
public class Address { private String street; private String city; private String postalCode; // ... }
-
Сущности.
Сущности представляют собой объекты в домене, имеющие собственную идентичность. Они имеют изменяемое состояние и обычно сохраняются в базе данных.Пример кода:
public class Customer { private int customerId; private String name; // ... }
-
События домена.
События домена используются для фиксации и представления значительных изменений или событий в домене. Они обеспечивают лучшее разделение и обеспечивают средства связи между различными частями системы.Пример кода:
public class OrderPlacedEvent { private int orderId; private LocalDateTime timestamp; // ... }
-
Репозиторий.
Шаблон «Репозиторий» позволяет абстрагировать механизм сохранения данных и предоставляет методы для взаимодействия с объектами предметной области.Пример кода:
public interface OrderRepository { void save(Order order); Order findById(int orderId); List<Order> findAll(); // ... }
Это лишь некоторые из методов и приемов, используемых в предметно-ориентированном проектировании. Применяя эти принципы, разработчики могут создавать программные системы, которые лучше соответствуют бизнес-области, что приводит к созданию более удобных в обслуживании и надежных приложений.