Доменно-ориентированное проектирование: методы и приемы создания выразительного и удобного в сопровождении программного обеспечения

Проектирование на основе предметной области (DDD) – это подход к разработке программного обеспечения, ориентированный на проектирование программных систем на основе глубокого понимания предметной области бизнеса. В нем особое внимание уделяется сотрудничеству между экспертами в предметной области, разработчиками программного обеспечения и другими заинтересованными сторонами для создания хорошо спроектированной и удобной в обслуживании системы.

В DDD домен является ядром программной системы и представляет собой проблемное пространство или область знаний, для решения которой создано программное обеспечение. Цель DDD — привести дизайн программного обеспечения в соответствие с моделью предметной области, сделав базу кода более выразительной, удобной в сопровождении и гибкой.

Вот некоторые ключевые методы и приемы, используемые в предметно-ориентированном проектировании, а также примеры кода:

  1. Вездесущий язык:
    Вездесущий язык — это общий язык между экспертами в предметной области и разработчиками, гарантирующий, что обе стороны имеют общее понимание предметной области. Это предполагает использование в коде той же терминологии, которая используется в обсуждениях предметной области.

    Пример кода:

    public class Order {
       private int orderId;
       private List<Product> products;
    
       // ...
    }
  2. Ограниченный контекст.
    Ограниченный контекст — это центральная концепция в DDD, которая определяет конкретную границу, в пределах которой модель предметной области определяется и последовательно используется. Это позволяет разбить сложный домен на более мелкие и более управляемые части.

    Пример кода:

    public class Customer {
       private int customerId;
       private String name;
    
       // ...
    }
  3. Агрегаты.
    Агрегаты — это кластеры связанных объектов, рассматриваемые как единое целое. Они инкапсулируют набор сущностей и объектов значений и обеспечивают согласованность и целостность в пределах агрегата.

    Пример кода:

    public class Order {
       private int orderId;
       private Customer customer;
       private List<OrderItem> orderItems;
    
       // ...
    }
  4. Объекты значений:
    Объекты значений представляют концепции предметной области, которые не имеют собственной идентичности и являются неизменяемыми. Они используются для моделирования характеристик или атрибутов, которые не идентифицируются индивидуально.

    Пример кода:

    public class Address {
       private String street;
       private String city;
       private String postalCode;
    
       // ...
    }
  5. Сущности.
    Сущности представляют собой объекты в домене, имеющие собственную идентичность. Они имеют изменяемое состояние и обычно сохраняются в базе данных.

    Пример кода:

    public class Customer {
       private int customerId;
       private String name;
    
       // ...
    }
  6. События домена.
    События домена используются для фиксации и представления значительных изменений или событий в домене. Они обеспечивают лучшее разделение и обеспечивают средства связи между различными частями системы.

    Пример кода:

    public class OrderPlacedEvent {
       private int orderId;
       private LocalDateTime timestamp;
    
       // ...
    }
  7. Репозиторий.
    Шаблон «Репозиторий» позволяет абстрагировать механизм сохранения данных и предоставляет методы для взаимодействия с объектами предметной области.

    Пример кода:

    public interface OrderRepository {
       void save(Order order);
       Order findById(int orderId);
       List<Order> findAll();
    
       // ...
    }

Это лишь некоторые из методов и приемов, используемых в предметно-ориентированном проектировании. Применяя эти принципы, разработчики могут создавать программные системы, которые лучше соответствуют бизнес-области, что приводит к созданию более удобных в обслуживании и надежных приложений.