Проектирование на основе предметной области (DDD) – это подход к разработке программного обеспечения, в котором основное внимание уделяется основной области бизнеса и целью которого является согласование проектирования программного обеспечения с ментальной моделью экспертов в предметной области. Он предоставляет набор принципов и практик, которые помогают разработчикам создавать сложные системы, которые легко обслуживать и адаптировать.
В этой статье блога мы рассмотрим ключевые концепции предметно-ориентированного проектирования, используя разговорный язык, и предоставим примеры кода для демонстрации различных методов, используемых в DDD.
- Повсеместный язык.
Одним из фундаментальных принципов DDD является установление общего языка между технической командой и экспертами в предметной области. Этот язык, известный как «вездесущий язык», последовательно используется на протяжении всего проекта для описания концепций предметной области, процессов и бизнес-правил. Используя одну и ту же терминологию в коде, документации и общении, вы обеспечиваете общее понимание среди всех заинтересованных сторон.
Пример:
class ShoppingCart {
// ...
public void addItem(Product product, int quantity) {
// ...
}
public void removeItem(Product product) {
// ...
}
// ...
}
- Ограниченные контексты.
В больших программных системах обычно имеется несколько поддоменов или контекстов. Каждый контекст представляет собой отдельную область бизнес-домена со своими моделями, процессами и правилами. Ограниченные контексты помогают изолировать различные части системы, что упрощает анализ и обслуживание.
Пример:
// Context: E-commerce
class ShoppingCart {
// ...
}
// Context: Inventory Management
class Warehouse {
// ...
}
- Агрегаты.
Агрегаты — это кластеры связанных объектов, рассматриваемые как единое целое. Они несут ответственность за обеспечение согласованности и соблюдение бизнес-правил в пределах своих границ. Агрегаты определяют четкие границы транзакций и обеспечивают инкапсуляцию и абстракцию.
Пример:
class Order {
// ...
public void addItem(Product product, int quantity) {
// ...
}
public void removeItem(Product product) {
// ...
}
// ...
}
- Объекты значений.
Объекты значений представляют собой концепции предметной области, которые не имеют индивидуальной идентичности и определяются исключительно своими атрибутами. Они неизменяемы и могут использоваться разными объектами. Объекты значений помогают обеспечить соблюдение бизнес-правил и создать богатые модели предметной области.
Пример:
class Money {
private final BigDecimal amount;
private final Currency currency;
// ...
}
- Сущности.
Сущности — это объекты, имеющие уникальную идентичность и изменяемые. Они представляют собой концепции предметной области, которые необходимо отслеживать и сохранять с течением времени. Сущности инкапсулируют поведение и сохраняют состояние, позволяя применять сложные бизнес-правила.
Пример:
class Product {
private final UUID id;
private String name;
private Money price;
// ...
}
Проектирование на основе предметной области – это мощный подход к разработке программного обеспечения, в котором особое внимание уделяется пониманию и моделированию предметной области. Используя универсальный язык, ограниченные контексты, агрегаты, объекты значений и сущности, разработчики могут создавать сложные системы, которые легче обслуживать, адаптируются и соответствуют потребностям бизнеса.