Доменно-ориентированное проектирование: раскрываем возможности разговорного кода

Проектирование на основе предметной области (DDD) – это подход к разработке программного обеспечения, в котором основное внимание уделяется основной области бизнеса и целью которого является согласование проектирования программного обеспечения с ментальной моделью экспертов в предметной области. Он предоставляет набор принципов и практик, которые помогают разработчикам создавать сложные системы, которые легко обслуживать и адаптировать.

В этой статье блога мы рассмотрим ключевые концепции предметно-ориентированного проектирования, используя разговорный язык, и предоставим примеры кода для демонстрации различных методов, используемых в DDD.

  1. Повсеместный язык.
    Одним из фундаментальных принципов DDD является установление общего языка между технической командой и экспертами в предметной области. Этот язык, известный как «вездесущий язык», последовательно используется на протяжении всего проекта для описания концепций предметной области, процессов и бизнес-правил. Используя одну и ту же терминологию в коде, документации и общении, вы обеспечиваете общее понимание среди всех заинтересованных сторон.

Пример:

class ShoppingCart {
  // ...

  public void addItem(Product product, int quantity) {
    // ...
  }

  public void removeItem(Product product) {
    // ...
  }
// ...
}
  1. Ограниченные контексты.
    В больших программных системах обычно имеется несколько поддоменов или контекстов. Каждый контекст представляет собой отдельную область бизнес-домена со своими моделями, процессами и правилами. Ограниченные контексты помогают изолировать различные части системы, что упрощает анализ и обслуживание.

Пример:

// Context: E-commerce
class ShoppingCart {
  // ...
}
// Context: Inventory Management
class Warehouse {
  // ...
}
  1. Агрегаты.
    Агрегаты — это кластеры связанных объектов, рассматриваемые как единое целое. Они несут ответственность за обеспечение согласованности и соблюдение бизнес-правил в пределах своих границ. Агрегаты определяют четкие границы транзакций и обеспечивают инкапсуляцию и абстракцию.

Пример:

class Order {
  // ...

  public void addItem(Product product, int quantity) {
    // ...
  }

  public void removeItem(Product product) {
    // ...
  }
// ...
}
  1. Объекты значений.
    Объекты значений представляют собой концепции предметной области, которые не имеют индивидуальной идентичности и определяются исключительно своими атрибутами. Они неизменяемы и могут использоваться разными объектами. Объекты значений помогают обеспечить соблюдение бизнес-правил и создать богатые модели предметной области.

Пример:

class Money {
  private final BigDecimal amount;
  private final Currency currency;

  // ...
}
  1. Сущности.
    Сущности — это объекты, имеющие уникальную идентичность и изменяемые. Они представляют собой концепции предметной области, которые необходимо отслеживать и сохранять с течением времени. Сущности инкапсулируют поведение и сохраняют состояние, позволяя применять сложные бизнес-правила.

Пример:

class Product {
  private final UUID id;
  private String name;
  private Money price;

  // ...
}

Проектирование на основе предметной области – это мощный подход к разработке программного обеспечения, в котором особое внимание уделяется пониманию и моделированию предметной области. Используя универсальный язык, ограниченные контексты, агрегаты, объекты значений и сущности, разработчики могут создавать сложные системы, которые легче обслуживать, адаптируются и соответствуют потребностям бизнеса.